К основному контенту

Стив Джобс был низкотехнологичным отцом

 

Когда Стив Джобс управлял компанией Apple, часто он сам звонил журналистам, чтобы похвалить за недавнюю статью или, что случалось еще чаще – объяснить почему их мнение ошибочно. Несколько раз я получал такие звонки. Но больше всего меня удивили слова г-на Джобса в конце 2010 года, как раз после того, как он закончил препарировать меня за статью о грядущем запуске iPad.

«Наверное, Вашим детям нравится iPad?» - спросил я, пытаясь сменить тему. В то время первый планшет компании только-только появился на полках магазинов. «Они им не пользуются», - ответил он, - «Мы ограничиваем детей от использования технологий дома».

Я ответил вздохом и продолжительным молчанием. Дом Джобсов мне представлялся раем для ботаников: на всех стенах висят гигантские тач-скрины, обеденный стол сделан из выложенных плиткой айпадов, а гостям раздают айподы как конфеты.

С тех пор я встретил многих генеральных директоров технологических компаний и венчурных инвесторов, которые говорили одно и то же: они строго ограничивают времяпровождение детей перед экранами, часто запрещая любые гаджеты в будние дни и оставляя только крохи свободы на выходных.

Я был в недоумении от такого стиля воспитания. В конце концов, по-видимому большинство родителей поступают наоборот, позволяя детям день и ночь напролет купаться в свете светящихся планшетов, смартфонов и компьютеров.

Неужели эти CEO высокотехнологичных компаний знают то, чего не знают все остальные?

Крис Андерсон, бывший редактор Wired, а сегодня генеральный директор 3D Robotics, производителя летающих дронов, установил ограничение времени и родительский контроль над всеми электронными устройствами в доме. «Дети обвиняют меня и жену в фашизме и чрезмерной озабоченности технологиями, и говорят, что ни у кого из их друзей нет таких правил». «Всё это потому, что мы видим опасности технологий из первых рядов. Я наблюдал, как это происходило со мной, и я не хочу, чтобы это случилось с моими детьми».

Он имеет в виду такие угрозы, как доступ к вредоносному содержимому наподобие порнографии, травле со стороны других детей и - что возможно хуже всего - зависимости от самих электронных устройств.

Алекс Константинопль, генеральный директор OutCast Agency, маркетинговой фирмы в области телекоммуникаций, говорит, что не разрешает младшему 5-летнему сыну использовать гаджеты в будние дни, а старшим 10 и 13 лет позволила только 30-минутные ежедневные лимиты.

Эван Уильямс, основатель Blogger, Twitter и Medium, сказал, что вместо айпадов, у его сыновей есть неограниченный доступ к сотням книг из домашней библиотеки (да, печатных книг) в любое время суток.

Каким образом высокотехнологичные мамы и папы находят подходящие лимиты? В основном, это определяется возрастом.

Дети до 10 лет наиболее восприимчивы к приобретению зависимостей, поэтому родители не позволяют им пользоваться никакими гаджетами в течение всей недели. Только на выходных им дают поиграть с iPad или смартфоном от получаса до двух часов. Детям от 10 до 14 лет разрешается пользоваться компьютером, но только для занятий по учебе.

«У нас есть строгий запрет для детей на сидение перед экраном», - сказала Лесли Голд, учредитель и генеральный директор SutherlandGold Group, аналитической компании в области электронных медиа. «Но по мере взросления нужно делать послабления, поскольку компьютер нужен детям для учебы».

Также некоторые родители запрещают подросткам социальные сети, кроме сервисов типа Snapchat, которые удаляют сообщения после отправки. Как говорил мне один из CEO, таким образом им не придется переживать, что сказанное в онлайне может стать проблемой в их дальнейшей реальной жизни.

В отличие от некоторых моих знакомых не из области хайтека, которые покупают своим детям смартфоны с 8 лет, многие родители из этой индустрии ждут, когда ребенку исполнится 14. Но даже тогда подростки могут лишь звонить и писать смс, а доступ в Интернет они получают только после 16.

И у всех родителей есть ещё одно общее правило для всех возрастов.

«Правило №1: никаких экранов в спальне. Никогда», - озвучил г-н Андерсон.

Пока одни родители настраивают лимиты времени, другие ещё жестче обходятся с мобильными устройствами своих детей.

Али Партови, основатель iLike и советник в Facebook, Dropbox и Zappos, говорит, что должно быть строгое разграничение между временем, потраченным на потребление, как YouTube или видеоигры, и временем, потраченным на творчество.

«Мне никогда бы в голову не пришло ограничивать время, которое ребенок может проводить с кистями и красками, играя на пианино или сочиняя истории. Таким же образом, я думаю, было бы абсурдом ограничивать его от создания электронных рисунков, редактирования видео или программирования».

А третьи утверждают, что прямые запреты могут вызвать обратную реакцию и вырастить цифрового монстра.

Дик Костело, генеральный директор Twitter, сказал мне однажды, что его двое детей-подростков могут неограниченно пользоваться гаджетами пока находятся в гостиной. Он верит, что всякие ограничения времени могут вызвать побочные эффекты у детей.

«Во время моей учебы в Мичиганском Университете в общаге по соседству жил один парень, у которого вся комната была завалена ящиками с кока-колой. Позже я узнал, что в детстве родители не разрешали ему пить содовую. Когда ты не дашь ребенку попробовать эти вещи на вкус, ты никогда не узнаешь какие проблемы это может вызвать в будущем».

Я не спросил г-на Джобса что делали его дети вместо использования устройств, которые он изобретал, поэтому я обратился в Уолтеру Исааксону, автору книги «Стив Джобс», много раз бывавшему у него дома.

«Стиву было важно каждый вечер собираться всей семьей на ужин за большим длинным столом на кухне, где они обсуждали книги, истории и разные вещи», - сказал он. «Никто никогда не притаскивал с собой iPad или компьютер. Вряд ли его дети испытывали зависимость от этих устройств».

(Источник: The New York Times)

Комментарии